Контейнерные перевозки – один из основных способов доставки грузов внутри страны и за ее пределы. Российский рынок по большей части ориентирован на железнодорожный транспорт, внешняя торговля – на морской флот. Отсутствие системного подхода при оценке показателей развития рынка перевозок и разрозненность сведений, поступающих от ведомств и транспортных компаний, затрудняют получение объективной картины. Анализ рынка по имеющимся данным все-таки позволяет дать приблизительный прогноз объемов контейнерных перевозок в России.
Структура российского рынка перевозок
Логистическая сеть страны складывается из следующих компонентов:
- внешнеторговые и транзитные сухопутные коридоры РЖД;
- транзитный и внешнеторговый оборот через морские и речные порты;
- внутренние сети РЖД;
- каботажные рейсы.
На долю автомобильных перевозок приходится некоторая часть сухопутных коридоров, но она в общем объеме незначительная.
Кроме указанных компонентов, в структуру рынка входят абстрактные показатели: спрос, предложение, равновесная цена, окупаемость и некоторые другие. Для анализа рынка контейнерных перевозок важно выделить те параметры, которые оказывают реальное влияние на ценообразование, прогнозирование, перераспределении потоков.
Основные мировые тренды
Рассматривать процессы на рынке контейнерных перевозок нужно с учетом тенденций в мировой экономике и политике. В последние годы наметились следующие тренды:
- Спад экономического роста во многих странах, который связан с негативными политическими процессами, а ранее – с ковидными ограниченными.
- Нехватка контейнеров и тоннажа судов стала остро ощущаться во время пандемии, поэтому производители увеличили объемы производства для стабилизации ситуации.
- Снижение активности потребителей после бума, последовавшего после снятия антиковидных ограничений.
Указанные факторы привели к тому, что огромное количество контейнеров осталось невостребованными, а цена фрахта упала до рекордно низких значений. Однако в 2023 году рынок начал приходить в себя, что вселяет уверенность, что тенденция роста будет наблюдаться и в следующем, 2024 году.
Состояние российского рынка
В период 2018-2022 года российские контейнерные перевозки развивались стремительными темпами и увеличились в 1,7 раза. Однако после ухудшения международного положения произошло резкое снижение показателей рынка. При этом объем внутрироссийских перевозок остался практически неизменным. В течение 2023 года транспортные потоки оперативно переориентировались с запада на восток, что потребовало модернизации портовой инфраструктуры.
Перспективы контейнерных перевозок в России
После проведения мероприятий, направленных на улучшение международной торговли, рынок начал оживать. Однако и сейчас транспортные компании работают в сложных условиях:
- санкции затронули банковскую сферу, поэтому возникли сложности с валютными транзакциями;
- заградительные меры практически остановили экспорт в европейские страны;
- не решены вопросы с транспортной инфраструктурой;
- западные перевозчики прекратили сотрудничество с российскими грузами.
В течение 2023 года наметились следующие тренды:
- Переориентация маршрутов через страны БРИКС.
- Стабильный транспортный коридор, связывающий север и юг, через Иран.
- Увеличение доли азиатских товаров.
- Максимальная загрузка инфраструктуры на Дальнем Востоке.
- Рост доли контейнерных перевозок при транспортировке зерновых на восточном направлении.
Таким образом, негативные процессы в мировой политике привели к серьезному пересмотру маршрутов и подходов контейнерных перевозок. На бум в отрасли рассчитывать не приходится, но однозначно объем контейнерных перевозок в России будет расти.